“История учит нас тому, что доверять сетям управление миром – значит накликать анархию…”
Н. Фергюсон “Площадь и башня. Сети и власть от масонов до Facebook*”, 2017
Трудно определить, кого конкретно можно назвать автором идеи государства, не имеющего территории, бюрократического аппарата, и не печатающего собственных денег, но 4 июля 2022 года технический директор криптовалютной биржи Coinbase Баладжи Шринивасан опубликовал книгу “Сетевое государство”, которая значительно популяризировала её. Термин “сетевое государство” был известен уже давно, но с этого момента начал обсуждаться очень широко и стал означать не только видение Шринивасана, но и шапочно использоваться для обозначения всех существовавших ранее методологий создания автономных человеческих общин.
Истоки концепции несомненно кроются в анархизме, чьи собственные корни некоторые исследователи обнаруживают уже в даосизме V века до нашей эры, и либертарианстве. Попытки отделиться от существующего государственнного порядка и создать общество на отличных принципах характерны для человеческой истории на всём её протяжении. Однако, до XX века они происходили по идеологическим (религиозным или политическим) причинам, а позже в них стал всё большую роль играть экономический фактор.
Средневековый ислам … чаще всего рассматривал правительство как злосчастную необходимость, как институт, которого по-настоящему благочестивый человек должен избегать.
Важнейшими предпосылками для этого стали появление кибернетики и развитие вычислительной техники, позволившие моделировать экономические процессы математически. Поэтому неслучайно, например, что в 1970-х идея построить искусственный остров в Тихом океане и отделиться от других государств с целью отселить продуктивных людей, а попрошаек оставить “облагать друг друга налогами”, пришла в голову не религиозному фанатику, а реакционному миллионеру из Невады Майклу Оливеру. В такой идее больше желания сократить налоги, чем построить принципиально новое государство, ведь в противном случае миллионер занялся бы финансированием революции. Представление о государстве сугубо в экономических терминах, как о предприятии, оказывающем услуги, не стояло на месте. В 2008 Куртис Ярвин (считается отцом нео-реакции) выступил с похожей идеей:
Суть лоскутной идеи в том, что по мере того, как хреновые правительства, доставшиеся нам по наследству, будут уничтожены, их нужно заменить глобальной паутиной десятков, даже сотен тысяч суверенных, независимых мини-стран, каждая из которых управляется собственным акционерным обществом, не обращающим внимания на мнение жителей. Если жителям не нравится их правительство, они могут и должны уехать.
Чуть ранее, в 1995 году британские учёные Ричард Барбрук и Энди Камерон в эссе “Калифорнийская идеология” объяснили, что техническая интеллигенция Кремниевой долины грезит будущим, в котором “существующие социальные, политические и властные структуры увянут и будут заменены неограниченным взаимодействием между автономными индивидами и их программным обеспечением.” Через два года американский инвестор Джеймс Дэвидсон и британский журналист Лорд Вильям Рис-Могг опубликовали манифест “Суверенный индивид”. Он развивал идею самовладения и демонстрировал крайнее пренебрежение к любым отношениям с правительством. В 2020 венчурный капиталист Питер Тиль переиздал его, поскольку произведение предсказало развитие криптовалют и предположило, что вместо слабеющего национального государства самой стабильной формой управления может стать город-государство. Сейчас многие ДАО занимаются реализацией именно этой идеи. Капиталисты Кремниевой долины совершенно утилитарно рассуждают о необходимости конкуренции, которая должна появиться благодаря стартапам в течение ближайших 20 лет.
Если считать сетевым государством трактовку Шринивасана, то оно нарождается только сейчас, в начале XXI века, у нас на глазах. Причина одна – капиталистический экономический уклад охватил почти всю планету и возможности несправедливого распределения ресурсов оказались почти исчерпаны, это резко снизило маржинальную прибыль и заставляет искать механизмы компенсации – новые формы распределения, новые формы социальной организации, новые способы снижения издержек на содержание политической надстройки.
Предпосылками для этого стали:
Ключевой стала технология распределённого реестра, использовавшаяся ещё в древнем Риме, а с помощью компьютеров реализованная в 1991 году Стюартом Хабером и Скоттом Старнеттой. В 2002 Дэвид Мазиэрес и Деннис Шаша изобрели способ хранения данных в этом реестре в виде блоков, то есть блокчейн. В 2005 Ник Забо придумал, как на основе этой пары выпустить цифровые деньги. А в 2008 году Сатоши Накамото опубликовал теоретическое обоснование такого варианта цифровой валюты, который не требует участия выпускающего её посредника (государства или центрального банка). Эта валюта стала известна нам как биткоин. Благодаря этому последнему свойству, биткоин был мгновенно радушно принят в среде шифропанков, криптоанархистов, анархо-капиталистов и других либертарианцев. Таким образом, идеи безгосударственности, безуспешно бродившие в умах человечества две с половиной тысячи лет, получили в виде биткоина новую порцию дрожжей.
Повлечёт ли за собой возвращение к виртуальным деньгам отказ от империй и больших постоянных армий и создание более масштабных структур, которые будут ограничивать бесчинства кредиторов? Есть основания полагать, что всё это произойдёт – по-видимому, должно будет произойти, если человечество хочет выжить, – однако мы понятия не имеем, сколько времени это займёт и каким будет результат.
Сколотив состояния на криптовалютной лихорадке, либертарианцы бросились экспериментировать с построением новых государств. Но поскольку свободной территории на планете уже не было, первые взгляды обратились на корабли и систейдинг, который существовал и достиг определённых результатов ещё до появления биткоина. Но ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Удивительное дело, люди, сумевшие сделать деньги на операциях с деньгами, не сумели построить ни одного экономически жизнеспособного предприятия. Нерентабельной оказалась даже идея круизов Blockchain Cruise на временно арендуемом теплоходе.
В 2015 году появился способ автоматизации взаимодействия людей в распределённом реестре Ethereum – смарт-контракты, а с ними пришла и возможность создания децентрализованной автономной организации. Человечество получило не только экономический инструмент, но и способ политической организации общества.
Идея … заключается в том, чтобы ориентированные на свободу плюс ответственность граждане начали формировать новые экстерриториальные сообщества и правительства, основанные на либеральных принципах, и выходить из юрисдикции сегодняшних монопольных правительств…
Алексей Шустов, “После государства – 2.030”, 2023
Поскольку первая волна экспериментов с построением государства без государства захлебнулась, либертарианцы обратили взор, во-первых, на опыт покупки или захвата земли (Free State Project, Liberland, City DAO), а во-вторых, на детальную проработку различных аспектов государственного строительства, и создали для этого целый ряд ДАО. Говорить об успехах этой волны пока рано, а вот критику она уже получила. В частности, эти инициативы в Нигерии назвали банальной попыткой скрыться от налогов и неоколониализмом.
Среди современных строителей сетевого государства нет единого понимания не только центрального термина концепции, но и многих других, связанных с ним. На первую конференцию “Сетевого государства” в конце сентября 2023 года в Амстердаме были приглашены для выступления в том числе и организации, не имеющие никакого отношения ни к распределённым реестрам, ни к либертарианству. Одни являются архитектурными бюро, вторые – девелоперами недвижимости, третьи – потребительским кооперативом в формате клуба, но при этом все они называют себя сетевым государством, заявляют о строительстве такового, а на самом деле нацелены на оказание услуг цифровым кочевникам. На второй конференции в сентябре 2024 в Сингапуре история повторилась: под видом сетевого государства презентовал свой обычный девелоперский проект Сергей Солонин, владелец банка “Qiwi”, скандально лишённого лицензии в России. Мало того, что проект не декларирует никакой децентрализованной миссии, так и оформлен он не в виде DAO, а как самое обычное акционерное общество.
Складывается ощущение, что сетевое государство – новая фиджитальная форма эскапизма, обусловленная не либерально-анархической идеологией, а развитием информационных технологий. В пользу этой гипотезы говорит и то, что для описания своей деятельности активисты часто используют компьютерные термины, а кроме того неоднократно указывают на то, что её начало находится в интернете. Джордж Пор прямо указывает на связь между развитием коммуникаций (network nation) и становлением нового типа государства (network state). Если это эскапизм, то сетевые государства существуют уже тысячелетия и называются мировыми религиями**. Граждане этих государств расселяются, не взирая на национальные границы, у них есть свои города и посёлки (монастыри), своя конституция (заповеди, истины, священные писания), своё право (инквизиция, шариат), свой бюрократический аппарат (епископы, имамы, ламы), они не выпускают собственной валюты, а некоторые даже признаны дипломатически (Ватикан, правительство Тибета в изгнании). И тогда важнейшими вопросами будут следующие: не являются ли сетевые государства новой волны зарождением новой религии? если да, то какой? какую этику они нам несут? Или, может быть, сетевое государство – это просто новая технология создания идейной общины, коих созданы тысячи? Павел Лукша считает, что в основе нарождающихся форм государства будут лежать сети и идентичность, а не территория. А это значит, что очень высока вероятность того, что новыми успешными сетевыми государствами скорее всего станут децентрализованные организации национальных диаспор.
Национальное государство | Виртуальное государство | Сетевое государство |
Определяется совокупностью признаков, перечисленных в концепции Монтевидео:
|
Политическое образование, похожее на независимое государство, но не имеющее территории | Онлайн-сообщество единомышленников, способное коллективно финансировать территории по всему миру и постепенно получать дипломатическое признание от предшествующих государств |
Очевидно, что в такой трактовке сетевым государством является, например, христианство или любая транснациональная корпорация.
Сетевой город – контекст повседневной деятельности, виртуальная компьютерная сеть деревень, разбросанных по планете. Деревня = сообщество и природа + технологии и инновации. (Cabin)
Сетевое государство – развитие физических проявлений цифровых связей. (Vibecamp)
Цифровое гражданство – глобальное социальное страхование + паспорт. (Plumia)
Сетевое общество – тип общества, следующий исторически после постиндустриального и информационного типов. Термин появился еще в конце XX века и был хорошо разработан в социологии и политологии, но после книги Шринивасана получил новое, более примитивное значение, стал использоваться, чтобы вычеркнуть слово государство из идеи сетевого государства.
* Компания Meta, которой принадлежит соцсеть Facebook, признана экстремистской организацией, её деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
** См., например, Павлютенкова М.Ю. Роль и место социальных сетей в публичной политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2015. №3. С. 173. и Князев Г.А. Конфедерации прошлого – сетевые государства будущего? // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. №5 (280). С. 33.